Очень редко игра, которая находится в разработке очень долгое время, получается успешной. Тем не менее, иногда ожидание того стоит, как не так давно доказала Iconoclasts от Йоакима Сандберга, который единолично занимался её разработкой аж восемь лет.  Изначально называвшаяся Ivory Springs, она была анонсирована в 2011 году, но вышла только в этом. Порт на Switch не планировался, но успешный запуск на PlayStation подтолкнул издателя к действию, что радует, поскольку в подобные творения я всегда предпочитаю играть именно на портативке.

Iconoclasts рассказывает о жизни Робин – юном и талантливом механике, чей мир находится под контролем религиозного культа под предводительством некоей «Матери». Быть механиком без лицензии нельзя, и Робин сразу же обнаруживает, что за ней начало охотиться правительство, которому не нравятся её попытки помочь другим.

С первых же секунд Iconoclasts производит прекрасное впечатление. Удивить пиксельным стилем уже нельзя, но есть что-то в Iconoclasts, что выделяет её на фоне других. Звук, интерфейс и презентация – всё это кажется выверенным до идеала. Да, Сандберг не спешил, но в результате мы получили не сырой продукт, а что-то, что можно потреблять сразу.

Жанр Iconoclasts – это вполне традиционная метроидвания. Робин прыгает, стреляет, взаимодействует с объектами и персонажами. Часто ей приходится возвращаться для того, чтобы открыть ранее закрытые пути. Иногда к ней присоединяются персонажи Мина, Роял и Элро, которые помогают во время столкновений с боссами, которых здесь великое множество.

Платформеры, и особенно метроидвании, стали очень распространены в последнее время, но редко когда разработчику удаётся как-то выделиться. К счастью, у Iconoclasts чувствуется «душа», которую мы привыкли находить в старых шедеврах. При этом она выглядит настолько аутентично, что кажется, что включил что-то двадцатилетней давности. Приятно, когда настоящий труд приводит к таким результатам. Особенно хочется отметить уровень анимации и множество деталей, которыми сдобрен каждый экран.

Чего я не ожидал от Iconoclasts, это сильного сюжета. Несмотря на малое количество текста, игра смогла не только вызвать эмоциональный отклик, но и описать мир и каждого героя, с которыми мы сталкиваемся. Темы потери, смерти близких и безнадёжности освещаются здесь не хуже, чем в играх с фотореалистичной графикой, и всё это – заслуга одного человека. Когда я говорю про душу, я имею в виду именно такие вот моменты. В этом смысле вспоминается другая инди — Celeste.

Управлять Робин приятно, благодаря чему платформинг и головоломки только радуют своим обилием. В игре есть кастомизация, позволяющая делать Робин сильнее. В Iconoclasts больше головоломок, чем в большинстве аналогов, и нередко эти испытания заставляли меня серьёзно пораскинуть мозгами.

Ещё один упор Iconoclasts делает на боссах, которые частенько испытывают скорость реакции игрока – как и его нервы. В лучших традициях классики, каждое такое противостояние – это завуалированная головоломка, которая требует скорости и внимания. Просто так стрелять не получится – нужно находить слабые точки и реагировать на сюрпризы.