Все мы слышали осуждающий ярлык «симулятор ходьбы» по отношению к таким признанным играм, как Everybody’s Gone to the Rapture, Gone Home, Firewatch, The Vanishing of Ethan Carter и так далее. Разработчики уже привыкли абстрагироваться, а игроки – либо относиться к играм с пренебрежением, либо просто наслаждаться очередным оригинальным творением, которое берёт атмосферой, а не высоким уровнем сложности.

Shape Of The World – с виду ещё одна такая небольшая игра, которая стремится быть не более чем продолжительным клипом к альбому отличной музыки в стиле эмбиент. Даже её разработчик, с которым мы замечательно побеседовали (обязательно почитайте наше интервью!), признаётся, что прежде всего хотел создать средство расслабиться и «приятно потеряться» в незнакомом мире. И это у него и студии Hollow Tree Games определённо получилось.

Начинается всё с ослепительно белого экрана, на котором можно с трудом разглядеть размытые фигуры вдалеке (и заодно вспомнить, что экран телевизора пора протереть). Никаких инструкций, никаких задач или квестов. Словно слепой человек, мы неловко идём вперёд, пока не натыкаемся на первые интерактивные объекты. Так начинается наш путь по таинственному миру Shape Of The World. Миру богатому, хоть его геймплей и, по сути, может быть полностью понят за какие-то 15 минут.

Очевидно, что эта игра создана для нишевой аудитории, которая способна принять этакий игровой арт-хаус, где привычные тропы и клише откладываются в сторонку. «Какая тут цель», «что мне делать», «в чём смысл» — спросят многие. Я не могу дать им удовлетворительный ответ. Цель – быть. Исследовать. Слушать отличный саундтрек.

Я бы назвал Shape Of The World больше экспериенсом, чем игрой. Очень редко, когда мы можем поставить перед собой какую-то цель. Как правило, всё происходит следующим образом: неспешно (а бегать тут нельзя) мы исследуем равнины, горы и моря игры, пока не наткнёмся на яркие треугольники, которые тут же привлекают внимание. Пройдём через них, и мир вокруг кардинально поменяется. Другие цвета, другие звуки и существа – мы моментально оказываемся где-то, где не были. Здесь нам предстоит найти определённые объекты, похожие на камни, нажать на них, и создать лестницу, которая отправит нас дальше.

Это, в общем, и всё. Такая игра особо хороша для Switch, которая позволяет играть в комфорте, лёжа, расслабляясь перед сном. С другой стороны, версия для PlayStation 4 предлагает трофеи, и даже платину. Трофеи можно назвать той самой целью, которой недостаёт традиционным геймерам на Switch.

По миру Shape Of The World мы передвигаемся не спеша, вбирая в себя все особенности нового пейзажа. Если вы – нетерпеливый человек, то довольно быстро этот релакс превратится в пытку. Игра не для всех, и она не пытается угодить широкой массе. Вместо кнопки бега здесь есть деревья, нажав на которые мы ускоряемся, Как нам поведал создатель, идея пришла к нему после игры в The Legend of Zelda: Breath of the Wild.

Любопытно, но время от времени я вспоминал совершенно неожиданную игру – No Man’s Sky. Её генерирующиеся сами по себе планеты обладают немного схожей стилистикой и атмосферой. Я даже пару раз по привычке нажимал на кнопку для ракетного ранца, но его в моём арсенале не оказалось. Особенность Shape Of The World также заключается в том, что мир здесь создаётся в реальном времени – вокруг нас. У нас на глазах вырастают деревья и трава. Мы можем не только «срубить» дерево, ускорившись, но и посадить его. Для этого нужно бросить семя на землю. Семена можно собирать – их тут несколько типов.