История Bayonetta как франшизы очень интересная. Сначала выпущенная как духовная наследница прославленной Devil May Cry, она быстро стала культовой классикой, но её продажи отличными было не назвать. В конце концов Sega отказалась финансировать продолжение, и лишь неожиданный партнёр в форме Nintendo позволил Хидэки Камии продолжить дразнить феминисток и возвращать к жизни стагнирующий жанр слэшеров.

Nintendo и помогла серии, и навредила: помощь действительно спасла её от смерти, но эксклюзивность Bayonetta на Wii U серьёзно ограничила потенциальную аудиторию. В то время как игровое сообщество всё ещё помнит об оригинале 2009 года, его даже лучшее продолжение остаётся чем-то вроде полумифа – оно есть, но мало кто его видел. До нынешнего момента.

Не секрет, что оригинальная Bayonetta, изначально разрабатываемая на Xbox 360, пережила множество реинкарнаций: на PS3, ПК, Wii U, и вот, наконец, Switch. Какие-то версии были хуже, какие-то – лучше. И хоть технически ПК демонстрирует лучшую картинку, во многом именно портативная версия может считаться эталонной.

Но начнём с начала. Несмотря на то, что Bayonetta – это культовая серия, которую принято считать шедевром, она далеко не для всех. И арт-стиль, и сюжет, и даже саундтрек многих отпугнут: это очень странные игры. Камия явно хотел сделать самую гротескную и врезающуюся в память вещь – и это у него получилось. Битвы ангелов и демонов, ведьма Байонетта, способная держать по пистолету в каждой руке… и ноге, запоминаются надолго.

Я говорил, что «спасительница» Nintendo в данном случае удивляет, и это связано с тем, насколько «не стеснительны» творения Platinum Games. В традиционном неполиткорректном японском духе Камия наслаждается откровенными ракурсами и неприличными намёками, благодаря чему Байонетту можно запросто назвать одной из самых противоречивых героинь в истории – как гейминга в целом, так и конкретно «большой N».

Что касается геймплея, то любой знаток слэшеров быстро привыкнет к тому, что предлагают обе части. Это хаотичный экшен в стиле DmC, требующий ловкости реакции и запоминания комбинаций. Я бы сказал, что Bayonetta либо полюбится, либо полностью пройдёт мимо вас: её масштабные, даже неразборчивые бои сложно понять, и я встречал как тех, кто в восторге от игрового процесса, так и тех, кто совершенно его не понял. Последних, правда, гораздо меньше.

Новичкам будет очень сложно привыкнуть к мудрёной системе меню, которая может запутать кого угодно. Например, в Bayonetta для того, чтобы поменять уровень сложности, нужно вернуться к выбору главы. «Нормальная» сложность довольно жёсткая, особенно в первой части, поэтому новичкам я советую начать осторожно. Внимательно: возврат к выбору главы переписывает автосохранение.

Помимо многочисленных битв с изобретательными боссами здесь также (и снова японская традиция) много заставок. Они выполнены на должном уровне, но порой были настолько длительны, что экран норовил выключиться. На их фоне нелепо наблюдать за тем, как в некоторые моменты персонажи начинают общаться, стоя неподвижно и даже не двигая губами. Такое ощущение, что бюджета хватило далеко не на всё.

Сюжет в Bayonetta описать практически невозможно. Это такие игры, которые либо привлекут нетривиальностью своего лора, либо полностью отпугнут запутанностью истории. Как бы то ни было, это не самая сильная часть серии.

Поскольку речь идёт о портах на Switch, следует обязательно поговорить об их особенностях. Несмотря на то, что это самая последняя вариация тайтлов, приставки «ремастер» они не носят. Изменений здесь по минимуму, хотя обе части работают заметно лучше, чем на Wii U. Увы, видео ограничено 720p (в режиме телевизора и портативки), и визуальных апгрейдов не было. Зато всё работает очень плавно без каких-либо заиканий.

Первая часть вышла в 2009 году – и это заметно. Здесь, однако, помогает портативность консоли: если играть не на большом экране, то шероховатости и некачественные текстуры бросаются в глаза гораздо меньше. Как портативка, Bayonetta (особенно первая часть) всё ещё впечатляет.

Bayonetta 2 также получила поддержку Amiibo, но используйте фигурки осторожно: они могут внести серьёзный дисбаланс в геймплей. Остался нетронутым и онлайн-функционал: можно, например, играть с другом по сети. Важно отметить и то, насколько быстро всё загружается: чаще всего интерактивный экран загрузки вообще казался неуместным, поскольку игра включается за какие-то пару секунд.

Любопытно, что помимо традиционного управления в обеих тайтлах доступна игра при помощи сенсорного экрана. Оно может показаться более интуитивным для новичков, но серьёзно ограничивает набор умений, и часто кажется баловством.

Итог

Пока в разработке находится Bayonetta 3, сейчас, пожалуй, самое лучшее время или вернуться в мир первых двух частей, или впервые с ними ознакомиться. Это правда игры не для всех – они сделаны для определённой аудитории, и продолжат оставаться чем-то более нишевым, чем, например, Splatoon. Но это не мешает творениям Камии считаться одними из ярчайших проектов последних лет.

Я часто это говорю, но Bayonetta очень логично выглядит на экране Switch. Она только выигрывает от портативности и новых элементов управления. Очень жаль, что порты не получили никаких серьёзных улучшений – Switch способна на гораздо большее.