Жанр «экстремально» сложных игр в последнее время на подъёме. После многих лет спокойствия и чекпоинтов мы вернулись в каменный век марафонных пробегов по игре без сохранений. За это следует поблагодарить как серию Dark Souls, так и популярность небольших инди-проектов и роуглайков.

Что отличает такие игры от остальных? Игрока заставляют нервничать и становиться настоящим мастером. Каждая, самая маленькая, ошибка грозит провалом и рестартом. Эти игры не для всех, а прохождение их равняется некому престижу – медали, которую можно с гордостью носить на груди. С первого взгляда может показаться, что Celeste – ещё один такой платформер, который наказывает своего игрока и стремится сделать его жизнь адом. Но это не совсем так.

Celeste рассказывает нам о приключении юной девушки Маделин, которая решила забраться на высоченную гору. Почему решила – сказать сложно. Возможно, чтобы уйти от городской суеты. Возможно, чтобы испытать собственные силы. Так или иначе, её цель ясна. Но достичь её будет очень непросто.

 

В арсенале Маделин не так много умений. Она прыгает и цепляется за стены. В воздухе она может делать один (вначале) рывок, который и является основным способом передвижения.

Посмотрите любой трейлер (да и скриншот), и станет видно, насколько требовательна Celeste к игроку. Малейший просчёт – и Маделин мертва. Игра поделена на множество экранов, как старая игра на SNES. Это замечательно: каждый экран обладает чекпоинтом, и игра всё время сохраняется. Это значит, что никакая смерть не грозит потерей прогресса. По этой причине даже самые сложные испытания не раздражают – на кону не так много.

Это удивительно простое и изящное решение формулы хардкорных игр. Кому-то нравится проходить марафоном игру с начала до конца, но я всегда обходил такие пытки стороной. В Celeste же всё правда сложно – но никогда настолько сложно, чтобы раздражать. А если уж хочется действительно серьёзного испытания, то можно охотиться за ягодками. Они ничего не дают, но являются своеобразным доказательством «крутости» игрока.

Внешняя простота Celeste обманчива: несмотря на пиксельную графику, она обладает внушительным сюжетом, который оказался глубже, чем любая игра, в которую я играл за прошедший год. Дело в том, что в Celeste наша героиня не готовится противостоять монстрам из преисподней или орде зомби – всё это время она борется сама с собой. Гора Селест обладает уникальной особенностью вызывать наше альтер-эго, и Маделин приходится столкнуться со своими самыми потаёнными страхами и комплексами. Здесь всё: выверенные диалоги, приятный юмор и запоминающиеся персонажи.

Даже рудиментарная графика не вредит выразительности протагонистов, которые «говорят» при помощи олдскульного генератора речи. И хотя мы слышим только странные звуки, они удивительным образом передают чувства персонажей: когда Маделин боится, она более писклива. Когда сердится – наоборот. Хороший арт и анимированные аватары героев тоже помогают видеть их эмоции. Вдобавок ко всему игра обладает чудо-саундтреком, который я настоятельно советую послушать всем.

Celeste – это выдающаяся игра. Всё здесь выверено до пикселя. Каждый уровень и каждый секрет (а их здесь много) сделаны с идеальным балансом. Нет слишком сложных мест – или, наоборот, слишком лёгких. Да, погоня за всеми наградами очень нелёгкая, но Celeste всегда остаётся честной по отношению к игроку.

Всё равно страшно? Я могу это понять. Я и сам знаю тех, кто не спешит покупать Celeste, поскольку не любит нервничать во время прохождения. В каком-то смысле они правы: Celeste справедлива, но всё равно очень тяжёлая. К счастью, и здесь у разработчиков нашлось решение: специальный режим помощи. Режим – это, по сути, чит-код, позволяющий модифицировать игру, как угодно. Сделайте Маделин бессмертной, пропускайте уровни и парите над пропастями – полная свобода у игрока. Никогда я не видел такого простого и эффектного способа сделать игру максимально доступной.

На Switch игра работает прекрасно без малейших проблем. Визуально она хороша – на экране телевизора или самой консоли. Лишь один раз я был огорчён неприятным вылетом, который вынудил меня проходить многое заново. Но это – исключение, и разработчики уже работают над фиксом.

Итог

Celeste – это не очередная инди-игра, которая забудется через неделю. Это даже не отличная вещь, которая получит высокие оценки, но быстро окажется в тени более свежих проектов. Celeste не забудут так, как не забыли Super Meat Boy. Это эталон того, как нужно делать сложный платформер. Тут нет снобизма: играть можно всем, каждый что-то для себя найдёт. Кто-то будет рад испытать себя, а кто-то – просто проникнуться удивительно глубокой историей.