Super Mario – это не только серия величайших игр всех времён, но и имя, которое знают абсолютно все. Независимо от того, где живёт человек и как далёк он от гейминга, про Марио он так или иначе слышал. И сколько его ни пытались скопировать, рано или поздно плагиат забывался. А он, оригинал, остался, и стал только лучше. Но как всё начиналось? Как получилось, что уже вышло более 200 игр. Что это за игры? Обо всём поговорим в нашем материале.

Марио

Марио – это протагонист одноимённых игр, изобретённый Шигэру Миямото. С момента своего появления он быстро стал не только символом компании, но и самым узнаваемым персонажем видеоигр. Его франшиза – самая продаваемая в мире.

Появился Марио благодаря другому легендарному персонажу – Донки Конгу. Компания в лице Шигэру Миямото отчаянно пыталась придумать новый хит, который бы дал бой конкурентам, которые стремительно завоёвывали рынок. Миямото поначалу даже не думал изобретать что-то сам, и хотел просто позаимствовать героев американских мультфильмов Моряка Попая, Блуто и Олив Ойл. Но получить лицензию не получилось, и пришлось делать что-то своё. Так на свет появились Донки Конг и Леди, которая впоследствии была переименована в Паулину.

Начало у Марио было скромное: он даже прыгать не умел, хотя впоследствии такая возможность появилась. Сначала его звали просто Джампмен и мистер Видео. Как именно он стал Марио не известно, но есть распространённое мнение, что имя герою подарил Марио Сигейл – собственник склада, который использовала компания. По словам Миямото, если бы он назвал героя «мистер Видео», то о нём все давно бы позабыли.

Какая у Марио фамилия?

На протяжении долгого времени никто не знал, есть ли у Марио фамилия. Одно время все думали, что его полное имя – «Марио Марио», поскольку именно так было сказано в экранизации игры. В 1998 году информация была опровергнута. В 2012 году Чарльз Мартине – актёр озвучки – представил себя на «Комик-Коне», как «Марио Марио», что вынудило президента Nintendo Сатору Ивату окончательно подтвердить, что у персонажа нет фамилии. Несмотря на то, что с ним тогда Миямото согласился, в 2015 году, в честь тридцатилетия франшизы, он передумал и подтвердил, что да – его детище всё-таки зовётся Марио Марио.

Super Mario Bros. (1985)

Донки Конг – это хорошо, но известность Марио получил только после появления собственной игры, которая стала мегахитом на консоли Nintendo Entertainment System (NES). Игра стала прародительницей современных платформеров, и её влияние на всю индустрии невозможно переоценить. Именно здесь мы впервые увидели Грибное Королевство – основной мир Марио, и именно здесь появились все основные элементы геймплея серии.

Создателем выступил Шигэру Миямото, занявший чуть ли не каждый возможный пост: он был директором, продюсером и дизайнером. Главными программистами были Тосихико Накаго и Кадзуаки Морита. Композитором выступил Кодзи Кондо, который впоследствии поработает над многими продолжениями.

В игре восемь миров (с четырьмя скрытыми уровнями) с разными темами. Super Mario Bros. – одна из самых успешных видеоигр в истории.

Super Mario Bros. 2, или большая американо-японская путаница

Продолжение такой игры – это нелёгкая задача. Абсолютно все не могли дождаться новых приключений Марио, и это прекрасно понимали в Nintendo. Но после выхода сиквела в мире возникла настоящая путаница: что называть настоящим продолжением, а что – подделка? Объясним.

В 1986 в Японии на уже полузабытую промежуточную консоль Family Computer Disk System вышла Super Mario Bros. 2, но выпускать её за рубежом не планировалось. Дело в том, что тайтл, основанный на оригинальном движке, был очень-очень сложным, и американский раздел Nintendo совершенно не хотел, чтобы репутация Марио была подпорчена этим фактом. Так (к великому негодованию масс) продолжение осталось на родине, которую покинуло аж в 1993 году под названием Super Mario Bros.: The Lost Levels (Потерянные уровни).

Но это – только начало истории. Прекрасно понимая ажиотаж американских игроков, Nintendo пошла на великую аферу, по сути обманув своих поклонников. Речь идёт о Super Mario Bros. 2, в Японии известной, как Super Mario USA. «Обман» заключался в том, что это вовсе не было продолжение хита, а вообще совершенно другая игра, которую модифицировали, чтобы видоизменить персонажей и мир так, чтобы они могли сойти за продолжение. Миямото выступил продюсером, директором стал Кэнсукэ Танабэ, а композитором – Кодзи Кондо.

Изначально называвшаяся Yume Kōjō: Doki Doki Panic, игра превратилась в «Марио», хотя изначально в планах такого не было, а её сеттинг был оформлен в арабском стиле. Особенностью тайтла является умение персонажей вырывать из земли овощи и кидаться ими во врагов. Игра добилась большого успеха.

Super Mario Bros. 3

Путаница закончилась, и Super Mario Bros. 3 стала мировым продолжением предыдущих частей. Тайтл вышел в 1988 году в Японии, в 1990 году в США и в 1991 году в Европе. Разработкой занимались Такаси Тэдзука (директор), Тосихико Накаго (программист), Хидэки Конно, Хироюки Кимура (художники) и Кодзи Кондо (композитор).

В третьей части игрокам предоставили возможность играть за Марио или его брата Луиджи. Им не только предстоит спасти принцессу Пич (на то время известную, как «принцесса Тоадстул»), но и освободить семерых правителей различных королевств. В Super Mario Bros. 3 появилось множество нововведений, среди которых дети Баузера («купалинги») и карта мира. Тайтл разошёлся тиражом в 17 млн. копий и был издан на консолях Super NES, Game Boy Advance, Wii, Nintendo 3DS и Wii U.

Super Mario Land

В 1989 (в 1990 году в Европе) году состоялось монументальное событие – выход Super Mario Land, первой портативной игры серии. Сейчас многие несправедливо подзабыли эту игру, которая очень впечатляла на время её выхода. Вышла она на новой портативной консоли Game Boy. Руководитилем стал Сатору Окада, продюсером – Гумпэй Ёкой (создатель первой портативки Game & Watch и сверхуспешной Game Boy), а композитором – Хирокадзу Танака. Последний справился превосходно, написав несколько замечательных композиций, достойных, чтобы их помнило большее количество игроков. Например:

Её мало что отличало от основных представителей серии, кроме, разве что, сюжета. На этот раз Баузера отправили отдыхать, а его место занял таинственный космический пришелец по имени Татанга. Визуально игра чем-то отличается от других – во многом из-за ограничений портативки.

Super Mario Land не получила номер и не считалась сиквелом. Вместо этого она выступила своего рода параллельной игрой, и эту идею продолжили идальше. Это прослеживается в традиции называть многие игры на стационарных консолях «мирами» (World), а на портативках – «землями» (Land).

Super Mario World

В 1990 году на прилавках магазинов стала появляться Super Mario World – долгожданное продолжение серии, которое вышло на новёхонькой консоли Super Nintendo Entertainment System (SNES). Нам обещали революционную графику и плеяду нововведений. Такаси Тэдзука сохранил статус директора, Тосихико Накаго – программиста, а Кодзи Кондо – композитора. Главным художником выступил Сигэфуми Хино.

Super Mario World по праву считается одной из лучших (если и вовсе не лучшей) игр серии. Всё стало лучше, и управление, и графика, и музыка, и масштаб. Впервые показался Йоши, который сразу же полюбился всем и стал популярнейшим персонажем компании. Появиться он должен был ещё на NES, но ему помешали ограничения железа.

Super Mario World разошлась тиражом 20 млн. копий и получила репутацию величайшей игры всех времён. Это самая продаваемая игра на консоли, а её успех породил телесериал и спин-офф под названием Yoshi’s Island. Впоследствии игру перевыпустили на Game Boy Advance под названием Super Mario World: Super Mario Advance 2. Оригинал можно было купить на Wii, Wii U и New Nintendo 3DS. Ну и на ретро-консоли SNES Mini, конечно.

Super Mario Land 2: 6 Golden Coins

Продолжение портативных приключений обрело весьма звучное название – Super Mario Land 2: 6 Golden Coins. Оно примечательно тем, что в игре впервые появляется антагонист серии Варио, который является полной противоположностью усатого героя. Теперь Марио нужно отвоевать не принцессу, а замок, и для этого ему нужны шесть золотых монеток.

Игра вышла для оригинального Game Boy в 1992 году. Продюсером выступил всё тот же Гумпэй Ёкой, чья имя неразрывно связано с оригинальной портативкой, а композитором – Кадзуми Тотака (не путать с Хирокадзу Танакой), для которого это была первая игра серии Марио. Если, конечно, не считать спин-оффа Mario Paint, где он работал с Танакой и Юмико Камэей.

Персонаж Варио впоследствии станет звездой собственных спин-оффов, и даже сиквела Wario Land: Super Mario Land 3. О его играх следует поговорить отдельно.

Super Mario Land 2: 6 Golden Coins не стала самой любимой игрой серии, хотя критики отмечали выдающуюся графику на то время. Игра была не очень амбициозной, но подарила то, чего просили фанаты – больше Марио в карманном формате.

Super Mario World 2: Yoshi’s Island

Кто-то скажет, что Super Mario World 2: Yoshi’s Island, которую чаще всего сокращают просто до Yoshi’s Island – просто спин-офф, а не полноценная игра серии, но с этим не согласен Миямото, а слово демиурга – закон.

Yoshi’s Island вышла в 1995 году на консоль SNES. Продюсером выступает сам Миямото, а в качестве директоров указано аж четыре человека – Такаси Тэдзука, Тосихико Накаго, Сигэфуми Хино и Хидэки Конно. Композитор – уже хорошо знакомый нам Кодзи Кондо.

Игра рассказывает про приключения Йоши, с которым мы познакомились одной игрой выше. Динозавр оказался настолько популярен, чем ему (как и Варио) подарили свою игру, которая не разочаровала. Здесь же мы видим другого Марио – здесь он ещё ребёнок, который ничего не может делать без помощи своего зелёного друга. Тайтл отличается от основных игр серии как управлением, так и рисованным стилем. Здесь мы увидели фирменные движения Йоши – возможность парить в воздухе и трансформировать врагов в яйца.

Что любопытно, рисованный стиль выбрал Миямото, которому совершенно не понравилась CGI из Donkey Kong Country. Впоследствии тайтл вышел на Game Boy Advance – этакой «миниатюрной SNES».

Super Mario 64

Вот мы и подошли к историческому моменту и игре, которая, возможно, навсегда будет считаться лучшей. Вышедшая в 1996 году Super Mario 64 стала первой трёхмерной игрой серии и дебютировала вместе с консолью N64. Многие опасались, что Марио не сможет пережить перехода в 3D-пространство, но Nintendo поразила всех, выпустив вещь, которая остаётся актуальной и по сей день. Именно здесь Марио обзавёлся огромным набором новых движений и смог двигаться во все стороны. Ну и главное – он заговорил голосом Чарльза Мартине, который занимается озвучкой этого героя до сих пор.

Разработкой занимались лучшие: Сигэру Миямото, Ёсиаки Койдзуми и Такаси Тэдзука – директоры, неустанный Кодзи Кондо – композитор и всё тот же Миямото – продюсер.

Super Mario 64 остаётся невероятно популярной игрой, которая подарила игрокам не только более «настоящего» Марио, но и открытый мир с множеством загадок и секретов. Именно она раздула огромный хайп по N64, которая непременно стала бы лидером рынка, если бы не выбор архаичных картриджей в качестве носителя. Влияние платформера невозможно переоценить: ещё Дэн Хаузер, работавший над серией GTA, признавался, что «все, кто работает над 3D-играми и отрицает заимствования из Zelda и Mario 64 – врёт».

Super Mario Sunshine

Продолжить культовую Super Mario 64 – задача невозможная, и можно сказать, что в Nintendo с ней справились постольку-поскольку. Несмотря на то, что новинка Super Mario Sunshine прямиком со свеженькой GameCube была тепло принята критиками и была во многом очень изобретательной, о ней не вспоминают с такой любовью и зачастую оставляют вне рейтингов. В этом смысле она делит нелёгкую судьбу с товарищем по консоли – The Legend of Zelda: The Wind Waker. Правда, у последней история противоположная: изначально принятая в штыки, она стала обожаемой среди фанатов уже после определённого времени. Несмотря на внушительный рейтинг 92 на MetaCritic, Super Mario Sunshine многим показалась сыроватой.

Так или иначе, Super Mario Sunshine вышла в 2002 году и стала флагманской игрой для новой консоли. Работу над ней вели руководители Ёсиаки Койдзуми и Кэнта Усуй. Главным программистом выступил Койти Хаясида.

Среди главной особенности игры – тот факт, что это единственная игра серии, где персонажи полностью озвучены в заставках. Эксперимент признали неуспешным, и дальнейшие игры вновь стали «немыми».

New Super Mario Bros.

После долгого отсутствия на портативках Марио вернулся на Nintendo DS c тайтлом, логично (на то время) прозванном New Super Mario Bros. Братья и правда были «новыми», с совершенно новым стилем, недотрёхмерной графикой (2.5D) и новыми элементами геймплея, хоть сам игровой процесс и остался, по сути, прежним.

Руководителем проекта выступил Сигэюки Асукэ.

New Super Mario Bros. можно назвать одной из наименее амбициозных игр серии. После долгого отсутствия двухмерных тайтлов Nintendo вернулась к истокам, и это касается как геймлея, так и сюжета. Всего в игре восемь миров, и Марио вновь спасает принцессу Пич от Баузеров (на этот раз своё слово решил вставить и младшенький).  Среди главных нововведений – «супергриб», увеличивающий Марио до годзиллоподобных размеров.

Несмотря на определённые самоповторы, игра полюбилась публике и критикам, и разошлась сверхвнушительным тиражом в 31 млн. копий.

Super Mario Galaxy

В 2007 году консоль Wii уже вовсю била рекорды, а Nintendo готовилась к релизу самой амбициозной игры серии в её истории – ну, может разве что после Super Mario 64. Новинка обещала неожиданный взгляд на всё, к чему мы привыкли. Марио покинул Грибное Королевство и оказался… в Космосе, где стал бороздить его бескрайние просторы в сопровождении таинственной Розалины.

Главными дизайнерами выступили Ёсиаки Коидзуми  и Сигэру Миямото. Их смелый взгляд на то, чем может быть платформер, сделал игру невероятным хитом, который был многократно признан лучшей игрой года. Тайтл был настолько успешен, что породил ещё более популярный сиквел Super Mario Galaxy 2, который многими считается лучшей игрой серии.

Игра разошлась тиражом в 12 млн. копий.

New Super Mario Bros. Wii

Принцесса Пич снова похищена – прямо во время празднования её дня рождения! Это едва ли неожиданное событие приводит к тому, что Марио, Луиджи и два Тоада отправляются на её поиски. New Super Mario Bros. Wii – это прямой сиквел New Super Mario Bros., выпущенный в 2009 году на консоль Wii.

И пусть её сюжет остаётся типичным, игра может похвастаться очень важным нововведением – кооперативным мультиплеером. Впервые в серии играть можно аж с четырьмя друзьями одновременно.

По словам Миямото, демиург хотел сделать игру серии для компании друзей с самого начала, но ему не позволяло железо. Отметим, что за саундтрек отвечали композиторы Сихо Фудзии, Рё Нагамацу и Кэнта Нагата. Кодзи Кондо, ответственный чуть ли не за все предыдущие части, на этот раз только консультировал.

Анонс новинки случился после новостей об убытках; компания надеялась, что новая часть серии порадует и фанатов, и инвесторов, и вернёт интерес к Wii. Она не прогадала: знаменитый водопроводчик был тепло принят критиками и игроками, а игра стала четвёртой самой успешной на платформе. Всего было продано 30 млн. дисков, и к этому моменту стал очевиден тренд: несмотря на меньшую амбициозность, двухмерные игры с Марио стабильно распродаются лучше.

Super Mario Galaxy 2

Долгожданный сиквел к первой части, Super Mario Galaxy 2 изначально планировалась в качестве дополнения, но во время разработки было решено превратить её в полноценный тайтл. Она вышла в 2010 году, и тут же заткнула всех скептиков, стремительно став одной из самых признанных игр в истории.

Продюсерами выступили Ёсиаки Коидзуми, Такаси Тэдзука и Сигэру Миямото, а за музыку отвечали Махито Ёкота, Рё Нагамацу и вернувшийся Кодзи Кондо.

Среди главных новинок – динамический мир, новые предметы и возможность садиться на Йоши. Всего продано было 7 млн. копий.

История игры традиционна: Марио вновь спасает принцессу, но на этот раз при помощи собственного звездолёта, которым ему помогает управлять механик Лабба. Оценка игры на Matacritic – внушительные 97 очков.

Super Mario 3D Land

Дебют серии на 3DS состоялся успешный – и логичный. Nintendo решила, что консоль с таким названием обязана получить первую 3D-игру с Марио на портативку. Тайтл обещал потрясающий 3D-эффект без очков и совершенно новый подход к платформингу, объединив миры традиционного двухмерного Марио и трёхмерных игр. В результате получился успешный гибрид, который лёг в основу будущего шедевра Super Mario 3D World.

Руководителем проекта выступил Коити Хаясида, продюсером – Ёсиаки Койдзуми, а композитором – Махито Ёкота.

Совместив элементы двух совершенно разных типов игр, Super Mario 3D Land действительно удивляла, хоть её история и вновь повторила давно известную нам формулу.

Как всегда, игра была облюбована критиками. Это шестая самая продаваемая игра на 3DS (12 млн.), и первая игра портативки, которая разошлась тиражом, превышающим пять млн.

New Super Mario Bros. 2

А вот и прямое продолжение New Super Mario Bros. Прошло шесть лет, а подсерия всё так же носит гордое слово «новый» в названии, хотя нововведений тут как раз не очень много. Сюжет остался прежним – спасаем принцессу от Баузера и купалингов. В игре особое внимание уделяется монеткам, и многие предметы специально существуют для того, чтобы Марио как следует заработал.

Руководителем проекта выступил Юсукэ Амано, продюсерами – Такаси Тэдзука и Хироюки Кимура. Музыку написал Кэнта Нагата.

New Super Mario Bros. 2 была заметно холоднее принята критиками, которым идея с монетками показалась не очень интересной, а геймплей ничем не удивил. Тем не менее, это пятая самая продаваемая игра 3DS. 78/100 – довольно низкая оценка для Mario, но она не помешала компании выпустить ещё один сиквел, которым стала следующая игра в нашем списке.

New Super Mario Bros. U

New Super Mario Bros. U стала дебютной игрой серии на консоли Nintendo Wii U и добилась отличных продаж.

Многие уверены, что яркая New Super Mario Bros. U – лучшая игра в «новой» серии, во многом благодаря изобретательным уровням, использованию Game Pad и кооперативному мультиплееру.

Что интересно, сюжет решили слегка видоизменить: на этот раз Баузер не похищает принцессу Пич, а забирает её замок, откидывая Марио, Луиджи и двух Тоадов на далёкое расстояние. Ничего не остаётся – приходится спасать королевство.

Всё в New Super Mario Bros. U создано для локального кооперативного мультиплеера. Геймпад можно использовать для того, чтобы помогать игроку: можно создавать платформы и облегчать прохождение. Пять игроков могут играть одновременно.

Несмотря на всё тот же геймплей, игра была обласкана критиками, которым понравилось первое похождение Марио в Full HD. Это сбалансированная и яркая игра, которая довела классическую формулу до совершенства.

Super Mario 3D World

Первый (и последний) приход Марио на Wii U в своей трёхмерной форме. Super Mario 3D World унаследовала идеи, опробованные в Super Mario 3D Land. Это 3D-Марио, но многие элементы были взяты прямиком из традиционных двухмерных платформеров.

Главная особенность игры – кооперативный мультиплеер, позволяющий играть четырём игрокам одновременно. Появляется и новый кошачий костюм Марио.

Продюсером выступил Ёсиаки Койдзуми. Игра была очень тепло принята критиками и разошлась тиражом в 5 млн. копий. Было бы продано больше, будь консоль успешнее.

Super Mario 3D World завершает идею гибридной игры Марио и лишена прямого сиквела. Её успех вдохновил спин-офф Captain Toad: Treasure Tracker, которая представляет из себя полную версию головоломок из мини-игры.

Super Mario Maker

Самая смелая и оригинальная игра, которую можно считать продолжением серии, вышла на Wii U, где воспользовалась всеми преимуществами тачскрина Game Pad. Super Mario Maker впервые позволила почувствовать себя в «шкуре Миямото» и создавать собственные уровни.

Руководителем выступил Ёсукэ Осино, главными художниками – Кэнта Усуй, Нобуо Мацумия и Мари Сибата.

Создавать уровни можно в нескольких стилях: доступны элементы из Super Mario Bros., Super Mario Bros. 3, Super Mario World и New Super Mario Bros. U.

Игра стала невероятно успешной благодаря отличному интерфейсу, возможности делиться уровнями и скачивать чужие творения. Было продано более семи млн. копий. На 3DS вышел порт Super Mario Maker for Nintendo 3DS, но из него был вырезан весь Интернет-фукнционал.

Super Mario Run

Сложно назвать эту игру полноценной частью серии, но и не упоминать её нельзя. Автоплатформер Super Mario Run вышел на мобильных устройствах в 2016 году и стал первой игрой серии, выпущенной на мобильные устройства. Также это первая игра, относящаяся к основной серии, которая вышла не на фирменном железе компании.

Руководителем проекта был Такаси Тэдзука, продюсером – Сигэру Миямото.

Super Mario Run является более примитивной версией платформера из-за ограниченных возможностей управления на смартфонах. Марио бежит сам, а игрок выбирает, когда ему прыгать. Игра условно-бесплатная – её можно скачать без платы, но основная часть уровней стоит денег.

Тайтл получил положительные отзывы, но особых денег компании не принёс. У игры выдался самый яркий старт в истории iOS.

Super Mario Odyssey

Дебют Марио на инновационной гибридной консоли Switch состоялся в 2017 году. Успешнее дебюта придумать сложно: критики и игроки тут же стали называть игру лучшей в серии, по достоинству оценив открытый мир в духе Super Mario 64 и новую механику «зашляпивания» врагов, когда Марио получает возможность «превращаться» в любого соперника.

Руководителем проекта выступил сам Сигэру Миямото, продюсером – Ёсиаки Койдзуми.

Разработка началась в 2013 сразу после выхода Super Mario 3D World. В отличии от предыдущих частей, в Nintendo думали прежде всего о геймерах, а не казуальных игроках.

Super Mario Odyssey сражалась за звание «игры года» и стала самой успешной игрой Switch – было продано более 11 млн. копий.

Почитать нашу рецензию на игру можно здесь.