Делать игры вроде The Long Reach – всегда рисковая затея. Особенно если ты небольшая студия без большого портфолио. Это, однако, не остановило украинскую Painted Black Games, с которой мы совсем недавно побеседовали. Ребята решили создать нечто своё, интересное, атмосферное. Nintendo Switch уже получила свою дозу хорроров в виде Outlast, но The Long Reach – это что-то другое. Хорошо ли это? Разберёмся в нашем обзоре.

Сразу скажу, что тайтлы вроде The Long Reach невозможно однозначно оценивать. Её можно красиво назвать «пиксельным триллером», но не менее правильно будет наречь её самой традиционной point-and-click адвенчурой. Этот жанр совершил настоящий камбэк в последние годы, и очень полюбился независимым студиям. Я поиграл в немало подобных игр, но подобных хорроров почти не встречал. Это, безусловно, любопытное слияние.

Вообще, The Long Reach показалась мне очень противоречивой. Она смешивает много разного: здесь тебе и многолетние клише, и совершенно неординарные решения. Например, в главной роли у нас представлен «маленький человек» без каких-либо особых умений или статуса. Это уже интересно. Протагонист работает в таинственной лаборатории (а это клише), где ведутся странные эксперименты. В один не очень хороший день всё идёт, как полагается, к чёрту, и наш герой оказывается посреди настоящего ада. Его коллеги сходят с ума и превращаются в психопатов, и ему ничего не остаётся, кроме как найти выход.

Больше всего меня удивил сценарий – а точнее, диалоги. Чуть ли не с первой минуты (да что уж там, с первого скриншота) становится понятно, что за речь в игре взялся очень остроумный человек. Чего я не ожидал увидеть в The Long Reach – это юмора. Чёрного, искромётного, саркастичного. Это – неожиданный ход в игре такого жанра. Без всяких сомнений это – самая смешная игра за долгое время.

Вообще, в голову мне пришло очень любопытное сравнение: больше всего эта игра напомнила мне культовый интернет-сериал Freeman’s Mind, пересказывающий события первой Half Life глазами саркастичного и циничного Гордона Фримана. Тот самый юмор, то нежелание быть типичным голливудским протагонистом передалось и здесь. Часто хотелось, чтобы игра отбросила претензию на серьёзность и ударилась в полноценную пародию. Но это – только я.

Что касается геймплея, то он как раз возвращает нас к шкале клише. Это point-and-click, и, в общем-то, ничего больше. На каждом шагу перед нами встают головоломки, которые нужно решить при помощи предметов, которые мы подобрали по дороге. Как в классике, решения далеко не всегда подчиняются законам логики и очень редко очевидны. Именно этот аспект и делает оценку подобных игр такой сложной – всё зависит даже не от разработчиков, а от человека. Кто-то щёлкает такие задачки, как орешки, а кто-то тратит часы своего времени на решение совершенно тривиальной головоломки. Так было всегда, и в The Long Reach ничего не изменилось.

Ещё здесь любопытная система диалогов. Очень непривычно видеть, как речь всех персонажей остаётся внизу экрана – традиционным субтитрам создатели предпочли стиль классических интернет-чатов. Диалоги не только смешные, но и крайне оригинальные: видно, как сказанное нами меняет ход беседы. Зачастую мы можем «сказать» именно то, что сами сказали бы на месте персонажа. Отсылки к DOOM в игре про неминуемый конец света? Это, как говорится, meta, и такого надо бы побольше.

Сразу признаюсь, что я не большой поклонник point-and-click, чьи головоломки мне часто даются с трудом. Когда я застреваю, я начинаю раздражаться. Решение задачек связано с нахождением предметов в разных локациях, и нередко приходится по нескольку раз проходить их, чтобы ничего не пропустить. Это значит, что там, где ветеран всё пройдёт за раз, новичок запнётся, что не может не сказаться на его восприятии всей игры. А головоломки в The Long Reach очень разные – есть умные и логичные, а есть и… не очень.

Не помогает игре и сыроватое состояние, в котором она вышла. The Long Reach серьёзно страдает от многочисленных багов: например, довольно быстро я наткнулся на неприятную особенность лифтов: если зайти в них, но ничего не выбрать и выйти обратно, игра зависает и требует перезапуска. Здесь много чекпоинтов, так что это не смертельно, но в любом случае неприятно. То же можно сказать и о слишком долгих загрузках для такой, казалось бы, нетребовательной вещи. Помимо этого, я бы настоятельно посоветовал студии сделать настройку размера шрифта, потому что на экране Switch разглядеть текст порой было проблематично.

В наше время сложно удивить пиксельным стилем, но The Long Reach делает всё возможное, чтобы хорошо смотреться даже на фоне заслуженных шедевров. У игры замечательный стиль: дух ужаса отлично передаётся благодаря множеству деталей и игре света. Тут много теней, много недосказанности, которые образуют классную, осязаемую атмосферу. Иногда, правда, комедийный аспект нашего героя излишне контрастирует с мрачностью происходящего, будто разработчик не мог остановиться на одном жанре.

Звук тоже вполне традиционный, с мощными, классными мелодиями, вгоняющими в необходимое по жанру уныние.

Вердикт

The Long Reach – очень хорошая игра жанра point-and-click. Она не революционирует жанр, но и не затеряется на фоне других. Тайтл отлично смотрится на экране Nintendo Switch, хоть и нуждается во множестве фиксов. Но, учитывая Painted Black Games, и амбициозный релиз чуть ли на всех платформах, это более чем простительно.

Пугающая и уморительная, предсказуемая и удивительная… Возможно, The Long Reach именно вам западёт в душу?